Бесплатный анализатор шахматных партий "Креатика" под MS Windows Аркадия Полякевича. Анализ позиции онлайн Шахматы игровые аналитические

Анализ позиции - очень важный навык для шахматистов любого уровня. Многие игроки анализируют позиции практически спонтанно , без четко определенного плана .

У них нет схемы, с помощью которой можно системно подходить к анализу позиций.

Результатом является неполный анализ и множество упущенных возможностей. В этой статье мы собирается изменить это. Мы предложим простой и легкий в исполнении план для анализа всех Ваших игр.

Материал на доске - один из самых важных элементов для анализа позиции. При прочих равных условиях сторона, обладающая большим количеством материала, всегда имеет преимущество. Поэтому я рекомендую начать оценку любой позиции, проверив материал с обеих сторон. Это очень легко сделать.

Вы можете либо сравнивать фигуры «по головам» (например, 2 коня , слон , 5 пешек и ладья против 2 слонов , коня , 5 пешек и ладьи ) или по очкам («пешкам») (например, 19 очков против 19 очков )

Несмотря на то, что материальное преимущество является очень важным фактором, который следует иметь в виду при анализе позиции, оно не может рассказать нам обо всем, что происходит на доске.

Если у Вас лишняя ладья, но Вы получаете мат через пару ходов, было бы глупо говорить, что у вас есть преимущество.

Поэтому необходимо учитывать позицию короля (или, точнее, его безопасность ) с учетом всех возможных угроз, матовых атак и т.д.

Вы можете быстро проверить безопасность короля, сравнив пешечную структуру и посчитать количество обороняющихся фигур против количества атакующих.

Совет: Чтобы улучши свою игру, Вам нужно не только изучать дебют, но и сосредоточиться на позиционном понимании и игре в эндшпиле. Если, вы хотите хорошо играть окончания, я предлагаю ознакомиться с , где мы изучаем очень много часто встречающихся окончаний. Изучив эти материалы, Вам больше не придется догадываться о выигрышном подходе. Вы будет просто применять отточенную технику:

Активность фигур - это способность создавать угрозы, контролировать важные поля на шахматной доске (например, слабые) и/или способность свободно перемещаться по доске. Это очень важный элемент, который следует учитывать при анализе позиции, особенно когда другие факторы, такие как материальный баланс и безопасность короля, кажутся равными.

Чтобы сравнить активность фигур для обеих сторон, вам нужно взять каждую белую фигуру и сравнить ее с черной копией. Например, белый конь может контролировать 3 клетки, в то время как черный контролирует 4 .

Это означает, что черный конь более активнее. Однако, если белый конь контролирует 3 поля возле короля противника, а черный конь контролирует 4 на противоположной стороне доски, мы будем считать белого коня более активнее, т.к. он полезнее.

Контроль диагоналей (особенно длинных) слонами и ферзем часто играет решающую роль в атаке на позицию оппонента.

Сторона, которая обладает таким контролем, определенно имеет некоторое позиционное преимущество, при прочих равных условиях.

Контроль центра (поля e4-d4-e5-d5 ) - еще один важный элемент, который необходимо учитывать при оценке позиции. Важность центра исходит из того, что он предоставляет больше возможностей для атаки, а также уменьшаете возможность контратаки вашего противника.

Сторона, которая владеет центром, часто имеет более активные фигуры, а также более безопасную позицию короля.

Контроль пространства позволяет расставлять ваши фигуры на более эффективные атакующие / защитные позиции и в то же время препятствовать тому, чтобы ваш противник делал то же самое.

Вы можете оценить, сколько пространства у каждой стороны, подсчитав количество поле, контролируемых фигурами и пешками на стороне противника.

Обычно сторона, обладающая пространственным преимуществом, должна атаковать и оказывать давление на позицию противника. Т.к. сложно координировать работу фигур из-за недостатка места.

Атака сразу нескольких целей часто решает игру, поскольку ваш противник не может реорганизовать свою защиту из-за дефицита пространства.

Пешечная структура тесно связана с пространством, контролем центра и сильными / слабыми полями . В то же время вы также должны обращать внимание на слабые пешки, такие как отсталые, изолированные, сдвоенные и т.д.

Вы также можете скачать этот чит-лист в формате pdf , чтобы лучше запомнить шаги для оценки позиций.


Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко , эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения « », прямо сейчас!

День добрый, дорогой друг!

Компьютеры уже давно играют сильнее человека. Лучшие шахматные программы и подавно, напрямую соперничать с ними на равных невозможно даже сильнейшим шахматистам.

Однако «железный монстр» не так уж и велик и могуч, как можно подумать. У него есть слабые места и недостатки . Которые шахматист любого уровня просто обязан учитывать.

Об этом в конце статьи, а пока заглянем на секунду во внутрь компьютера и сделаем обзор лучших движков и пользовательских интерфейсов.

Что там внутри?

Компьютерная программа (движок) это счетный агрегат. Он считает, оперирует числами и совершенно не понимает, что такое шахматы .

Программа переводит шахматный язык в математические действия. Складывает, вычитает и сравнивает числа. В конце каждого варианта выставляет численную оценку.

Так работают шахматные движки.

Движки

Между движками также проводятся соревнования, состоящие из большого количества игр, гораздо больших, чем между людьми. По результатам составляются рейтинг-листы.

Рейтинг движков 2016


Komodo


Komodo занимает первое место в большинстве рейтнгов. Интресно то, что комодо отличается своими мозгами от большинства собратьев.

Он научился лучше оцениватьпозицию и делает ставку на оценку в большей степени, а на глубину расчета - меньшей.

Возможно в этом и кроется секрет. Движок совместил в себе лучшие качества человека и машины. Впрочем это мои предпложения, которые, разумеется, не являются истиной в последней инстанции

Последний коммерческий вариант движка – 11.2 . Для бесплатного свободного распространения предлагается Komodo 9 и версии старше.

Скачать можно на главном портале издателя

Stockfish

Это логотип такой. В переводе стокфиш-вяленая рыба. Откуда такая аллегория – не берусь судить

Стокиш соревнуется последнее время с Komodo и Houdini и по ряду показателей оперtжает своих соперников

Успехи Stockfish во многом обязаны политике распространения. Создав усиление, разработчики выкладывают версию для тестирования всем пользователям. Возможно по этой причине серьезных багов почти не осталось.

Программа бесплатная. Самая последняя версия — восьмерка. Скачать можно здесь: https://stockfishchess.org/download/

Но это еще не все. Движок без интерфейса использовать в практических целях затруднительно .

Оболочки и клиентские программы

Для того, чтобы использовать возможности движка, видеть его работу, нужна оболочка, интерфейс. Пользовательская шахматная программа (оболочка) плюс движок (или несколько) – это и есть готовый, пригодный для использования человеком продукт.

Приведу примеры лучших по моему мнению, оболочек и клиентских программ:

Арена


Одна из самых известных и мощных программ. Можно использовать в качестве пользовательского интерфейса, оболочки для практически всех лучших движков

Скачать/установить можно на официальном сайте Арены.

Chessbase

Пожалуй, самая продвинутая аналитическая программа из известных автору.


ChessBase предоствляет весь необходимый аналитический инструментарий и может:

  • Работать с базами партий– смотреть сыгранные партии и анализировать
  • Проводить поиск по опрееленным параметрам: дебюты, позиции, соотношение материала, эндшпили и другое.
  • Загружать свои партии, с комментариями и картнками
  • Анализировать, подбирая различные движки
  • Создавать досье игроков, на основе баз данных
  • Распечатывать партии и диаграммы в различных конфигурациях

А также многое другое.

Последняя версия программы – ChessBase-13

Shredder Classic 3

Один из лучших шахматных движков Шреддер в комплекте с интерфейсом.


  • Возможность игры как с движком на разных уровнях, так и по сети с реальными соперниками
  • Выбор контролей времени, возможность создать свой контроль.
  • Анализ и партий и позиций
  • Настройка интерфейса: дизайн доски и фигур и т.п фигур и т.п дальше.

Полная версия не бесплатная. Для начала можно скачать условно-бесплатный вариант.

Шахматная планета


Специализированная программа, связанная с порталом http://chessplanet.ru/, где можно играть онлайн, в турнирах, по переписке, играть по переписке. Проводятся конкурсы и много всего интересного.

Клиентская программа устанавливается на компьютере пользователя и предоставляет возможность играть, общаться на форуме, просматривать и анализировать партии, смотреть уроки, и другое.

Есть и упрощенная версия, когда можно играть в браузере без установки клиентской программы на комп.

Установить клиент и познакомиться с порталом подробнее можно

BabasChess

Многоязычный интерфейс (русского правда не нашел) для игры через интернет.


Сочетает простоту использования и довольно широкий спектр функций. Этим и подкупает.

Работает на Windows. Также может работать в Linux

Для обучения

Для начинающих шахматистов и для обучения, на мой взгляд, лучше использовать многопрофильные шахматные порталы или онлайн-школу.

Однако есть и автономные программы. Например, на смартфон можно установить:

Обучение шахматам — от простого к сложному


Что-то вроде навигатора в мире шахмат. Приложение покажет основные правила и даст советы по улучшению игры.

Обучающий курс содержит более сотни тем. В том числе основные приемы и типичные комбинации. Более 1000 различных примеров.

Ознакомиться подробнее и установить можно здесь

Не верь глазам своим

Лучшие шахматные движки уже отчасти «очеловечены» и в плане оценки позиции похожи на людей. Однако и они ошибаются. Причем грубо.

Всего один пример, самый простой:

Позиция «в доску» ничейная и это известно большинству шахматистов, не только мастерам. Да и догадаться не трудно – черный король сидит в углу и выкурить его оттуда невозможно. Ни мат поставить, ни пешку провести. А прижал в углу — пат.

Так вот, большинство движков, даже самых современных, — оценивает эту позицию как выигранную за белых. Стокфиш дает +7 . Не верите – можете проверить сами.

На самом деле таких примеров, когда машина грубо ошибается в оценке позиции, — я мог бы привести с десяток точно. Почему это происходит, мне неизвестно, но факт есть факт.

Отсюда вывод: обожествляя компьютер, не лишним будет помнить, что и «на старуху бывает проруха» . Получается, что не только мы проверяем свои расчеты с помощью компьютера. Иногда требуется и обратный процесс. Вот такие дела.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Статья состоит из двух серий, разделенных годами. Разумеется, со временем на многие вещи начинаешь смотреть иначе, а также иначе писать. Кто-то из классиков даже сказал, что нет людей более разных, чем один и тот же человек в разные моменты жизни. Но в данном случае я во многом согласен с молодым собой.

Оценка позиции в шахматах.

У белых здесь уже две лишние пешки, можно съесть и больше. А у черных - некоторое преимущество в развитии, помноженное на оптимизм! В борьбе против компьютера этого недостаточно для позитивного результата. А вот против людей вариант играть можно, даже против гроссмейстеров. Никто из них (кроме тех, кто с наушником) не может в процессе партии найти точный путь к победе, все непременно ошибутся в больших осложнениях. Очень важно, есть ли в позиции ясный план, ясные позиционные идеи, облегчающие выбор хода. В случае отсутствия оных даже очень хорошие в абсолютном смысле позиции могут привести к плачевному результату в исполнении белковых игроков. Итак, для человека, который собирается играть в шахматы с себе подобными, гораздо важнее первая оценка позиции - статистическая! Можно назвать эту оценку человеческой. Пусть позднее Гарри Кимович на пару с железным монстром докажет, что ваша позиция была на самом деле плохой. Ведь это будет уже потом, после выигранной вами партии. Выигранной вопреки объективной оценке позиции ! Можно регулярно успешно играть объективно плохую позицию, и можно раз за разом проигрывать объективно хорошую. Так что не стоит бояться тех оценок, которые выдают комментаторы тем или иным вариантам. Помните - напротив вас за доской будет сидеть живой человек, который вполне может ошибиться! Он вам поможет. Главное, чтобы позиция была полна жизни, и чтобы играть ее было непросто за обе стороны. В этом случае объективно-абсолютная оценка не будет иметь особого значения. Особенно при дефиците времени! Играйте в шахматы с людьми! Сергей Шипов, 2002-й год.

А теперь позвольте мне дополнить статью соображениями нынешнего дня, которые возникли в процессе обсуждения на форуме КС… Они разъясняют, раскрывают и дополняют некоторые моменты. Мобуту написал: «Вывод статьи, как я его понял применительно к этому примеру: если ты не богатырь, то плевать тысячу раз на абсолютную оценку. Выбирай ту дубину, у которой лучше статистика.» Именно так! А также выбирай ту дубину, которая нравится . Ибо если играешь с настроением, с желанием, с азартом, то и плохие позиции регулярно выигрываешь. Например, некий игрок, уже сложившийся (это важно), играет с удовольствием кривые дебюты, гамбиты, и набирает там приличный процент очков. Потом появляется умный, строгий дядя и начинает наставлять игрока, мол, играй правильно - выбирай солидные дебюты, получай объективно хорошие позиции. И что происходит? Разумеется, настроение у игрока пропадает, напор исчезает и процент очков вполне может снизиться. Вот вам конкретный пример - международный мастер Николай Власов (он же bazar-wokzal, он же чемпион мира в Интернете, он же обладатель двух самоваров и т.д.). Отнимите у него его любимых коняшек (1.d4 Nf6 2.c4 Nc6! ), фирменную скандинавку, атаку Гроба и прочую кривизну, вручите в руки ортодоксальные, правильные дебюты - и вместо яркого, оригинального бойца, который может обыграть буквально любого соперника, вы получите ничем не примечательного, бесперспективного игрока. Ему будет просто не интересно играть возникающие позиции. Не будет желания погружаться в нюансы. И как следствие - упадет практическая сила. Разумеется, очень важно учитывать свой стиль игры. Под него надо подбирать дебютный репертуар, не смущаясь теоретическими оценками строгих аналитиков. И он же диктует оптимальную стратегию борьбы в незнакомых позициях. Например, возьмем Таля, Широва и других талантливейших атакеров… Они стали теми, кто они есть, потому что сумели использовать свои лучшие качества, не подстраиваясь под стандарты и предписания. Наряду с вполне корректными комбинациями они часто блефовали, что также приносило им успех. Соперники порой знали и чувствовали, что жертвы кудесников некорректны, что опровержение должно где-то быть. И анализ после партии это подтверждал. А толку-то? За доской, под тиканье часов соперники в объективно лучших или даже выигранных положениях ошибались и проигрывали - в большинстве случаев! А вот в сухой позиционной, правильной борьбе у них было бы больше шансов. Таким образом, атакеры сознательным ухудшением позиции добиваются улучшения своих результатов. И это нормально. Абсолютная оценка позиции - не самоцель! И напротив, тонкие позиционные мастера - Петросян, Крамник и др. - порой чувствуют, что позиция объективно требует жертв, комбинаций и прочих спецэффектов. Но они, зная за собой недостатки, сознательно сушат игру, строго говоря, ухудшают свою позицию, но при этом повышают вероятность позитивного результата и практически исключают проигрыш. Исключают возможность грубой ошибки. И это опять же нормально. Статистика говорит в пользу этого метода. Итак, игроки регулярно избирают тот класс позиций, в которых вероятность их ошибки ниже, чем вероятность ошибки соперника - в сответствии с собственным стилем и иногда (это случается намного реже) в соответствии со стилем соперника. А абсолютные оценки возникающих позиций зачастую играют второстепенную роль - это самое главное! Усреднение здесь происходит не по всем играющим с обеих сторон, а лишь по соперникам с одной стороны - соперникам конкретного исполнителя. Это и есть один из способов реализации вероятностной стратегии в шахматах. Видимо, в контексте вышесказанного стоит ввести еще и третий термин - индивидуальная оценка позиции . (Можно сказать и «субъективная», и тогда единообразия ради придется заменить слово «абсолютная» на «объективная»). Одна и та же позиция для жесткого атакера и осторожного технаря может оцениваться по-разному. И никакого противоречия в этих оценках нет! Перед нами самая настоящая теория относительности в шахматах. Все зависит от точки зрения, от системы координат. Действительно, в сложной иррациональной позиции атакер будет иметь большие шансы на победу, а технарь - лишь некоторые шансы на спасение. И наоборот, легко придумать обратный пример. Несовпадение (разночтение, не полное соответствие) абсолютной и статистической оценки встречается сплошь и рядом. Но я приведу яркий пример. Представим себе миттельшпильную позицию, в которой белые атакуют и уже пожертвовали пару фигур. Допустим, у них есть единственный, нетривиальный, весьма сложный, многоходовый путь к победе, связанный с жертвой еще парочки фигур и с тихими ходами посреди жаркой битвы. Это может быть любая промежуточная позиция из сложной комбинации . Например,

Абсолютная оценка позиции: 1-0. Строго! Для ее понимания достаточно понять идею (жертва ферзя на е5 с последующей доминацией) и посмотреть ее с хорошим компьютером. Тем самым, который не в состоянии просчитать подавляющее большинство других позиций и будет в них выдавать лишь приблизительные оценки, которые можно в некотором приближении принять за абсолютные. А вот статистическая оценка нашей позиции будет совсем другой! Ну, не могут люди считать, как машины, особенно в условиях ограниченного времени. Да и ферзей отдавать за коней они не привыкли. Поэтому в позиции на диаграмме наверняка последует отступление белого ферзя, пешка е6 погибнет, черные раскрутятся. И чаще всего партия будет заканчиваться миром или поражением белых. То есть эту объективно проигранную для черных позицию в человеческих поединках объективно выгоднее играть черными! Подведем итог двухсерийного фильма! Оценка шахматной позиции бывает трех типов: абсолютная, статистическая и индивидуальная. Очень важно различать ситуации, когда на первый план выходит одна из них. Все по-своему важны, и зачастую они противоречат друг другу. А в целом никакого противоречия нет! Последний ёмкий пример - мой любимый зверек, которого можно видеть на логотипе сайта Crestbook. Я упорно продолжаю играть черными некоторые объективно тяжелые позиции системы Ёж, которые по статистике, однако, дают неплохие результаты. Абсолютная оценка позиции - черным плохо! Статистическая оценка - шансы сторон взаимны. А моя индивидуальная оценка такова - у черных перевес! Надеюсь, что так и будет в дальнейшем… Вот такой парадокс. У одной позиции - три разные оценки ! Сергей Шипов, 16 ноября 2006г.

При огромном количестве серверов на которых можно сыграть онлайн с "живым" соперником - от playchess.com до chess.rc-mir.com или chesshotel.ru (да легион их), найти web-интерфейс к приличному шахматному "движку" нелегко, навскидку удалось нарыть только вот что:

1. Сыграть в шахматы онлайн с "движком" Shredder :

P.S. По утверждению профессионала, к силе настоящего Шрёддера движок онлайна имеет мало отношения:)

2. Сыграть в шахматы онлайн с "движком" Rybka :

Код для подключения на своём сайте:

P.S. Похоже, второй скрипт глючный - стабильно зависает после нескольких ходов.

Подгрузка скриптов, особенно на медленных соединениях, может потребовать времени... В случае проблем нажмите в своём браузере клавишу F5 , чтобы обновить страницу. Для работы приложений требуются включённые в браузере картинки и Javascript, а также поддержка тега плавающего фрейма